Имя:  Пароль:  Запомнить меня  
 Сумрак Мерцающий     

       Глагне форума Список форумов Валдай Курилка, юмор и всякие вещи

Автор Сообщение

Веденеев Ю.С. 13


В


Профиль
Сообщение


Сообщение 04.04.23 18:53 Ответить с цитатой

С У М Р А К М Е Р Ц А Ю Щ И Й.

Верно ли я заметил , что сегодня любое высказывание обязательно и в момент покрывается роем возражений и просто откровенных нападок? Патриарх ли говорит , президент или рядовой политик , на самые важные злободневные темы , продуманно и достаточно точно , всё равно реакция наша одна – найти , к чему прицепиться и опустить слова его. Или считаете , что так всегда было?.. Про кухонные споры , древние и современные , наверное , упоминать не будем. Вспомним лучше , например , философов древней Греции. Те возражали друг другу профессионально . Дискутировали непрерывно обо всём , что видели и слышали. Но они же – философы , профессионалы. Автору «Слова о полку Игореве» , думаю , современники ни одним глаголом не оппонировали. И Шекспиру. И вряд ли до самого конца ХVIII-го века публичные высказывания подвергались активному разбо- ру. Но Пушкину , Гоголю уже доставалось сполна , как и последующим спецам красивого , большого слова. Шолохов защиту от критиков искал у Горького. Платонов , Пастернак , Ахматова , Высоцкий и др. защиты , видимо , вовсе не имели. М.А.Булгаков в отчаянии пригласил в Москву разобраться Воланда… Но , согласитесь, воевать с критиком Латунским и самой Советской властью даже как-то престижно – сила не единожды зафиксирована. А кроме того , всё советское изначально надёжно снабжено сугубо собст- венной истиной , которая с нашей личной дружила не всегда. А вот когда «свои» стреляют , из народа , равные , вроде бы , тебе , неуютно как-то становится. «Мы ж с тобою одной крови!»… Развелось грамотных , верно?.. Шекспир Вильям с таким не сталкивался. И автор «Слова о полку». Но это ж , наверное , не так и плохо , что мы с вами более-менее грамотны. Только вот зачем мы грамотны?.. Если «зачем» не знаем , то знаниями лишь печаль умножим?.. Ужель за- тем , чтобы возражать?.. А иначе будет незаметно , что ли , что грамотные мы?.. Никто и не увидит нас?.. Ну , хорошо , пусть каждому из нас - колея своя , пусть каждый своё место отвоёвывает. Но нельзя ли так , чтоб не толкая никого? Тем более , что иномарку он свою вполне позволительно паркует. Как-то бы признать его за эту правильность , а уж потом , ради шлифовки истины , своё добавить. Даже наши личные пробы примитивные и уровень соответствующий ощущают традицию «народную»… Правда , порою редкою неожиданно за вопросом чьим-то или замечанием просачивается молекула полезного результата. Юноша один , Константин , третьекурсник-студент вот так обратился. «Господин В.! Вы что , знаете , как жить надо? И научить можете?.. А ничего , что у каждого человека своя правда и путь выбранный?»… Костя! Благодарю тебя за вопрос , даже если он теплом не наполнялся. Но он – живой , искренний , потому стоит внимания. Мог бы смешной фразой тебе ответить: «Я не знаю , как жить человеку на земле , совершенно не знаю , но подскажу как , но научу!».. Отвечу немного по-другому. А тебе-то , студент , нравится наша жизнь? Я спрашиваю не про политику партии и правительства. Здесь всё более , чем сносно. Родину сохранили. Причём – могучей по-настоящему , способной устоять перед самыми гнусными акулами. Мы все работаем и своевременно получаем зарплату. Захотим – можем даже разбогатеть. Мы досыта кушаем. Мы учимся , мы лечимся и часто бесплатно. Читаем книги , смотрим телевизор и по интернету бродим. Храмы церковные совершенно безопасно открыты , зовут нас и ждут. Во многие эпохи всего вот этого в комплексе не наблюдалось… Грустно , конечно , что стране воевать приходится. Но это – наследство былых времён в союзе с западным коварством. Верим , что и с этим положительно разберёмся. …Я о другом тебя спрашиваю. Скажи , много ли веселья в домах наших и на улицах? В твоей , например , семье чаще ругань или лад? Да и полная ли она?.. Больные есть или инвалиды?.. Кто-то пьёт , наркоманит , курит? А , может быть , срок отбывает?... Даже если у тебя всё благополучно , в чём мы очень сомневаемся , но , конечно , желаем вам ,- всё равно , ты же видишь , что у соседей , у знакомых… Я не знаю , разумеется , как жизнь наладить . Но знаю точно , что наладить можно и надо обязательно налаживать. Разве ты со мною не согласен?... Другое дело – с чего нам начинать. Как здорово спросил поэт: с чего начинается Родина?... Но раньше , всё же , хотелось бы спросить: с чего жизнь наша начинается? Ну , что? Родились , пошли в садик , в школу , в институт. Потом – армия, работа , свадьба. Это понятно , это – традиционно проложенная до тебя и для тебя магистраль. До сего момента люди , как правило - весёлые , красивые , бодрые. Не только из-за возраста , студент , расцвета сил. Возраст не обязательно - беда наша. Да , силы исчезают , но года , как известно – это ещё и богатство наше. Если ты его копил , конечно. Не рубли в кубышке и в недвижимости , а истинное богатство , которое «мыши не грызут и воры не крадут». Ты со мною согласишься , что именно после свадьбы человек обычный становится заметно суетливым , а жизнь его подозрительной? Например , ребёнка нам рано: нищету плодить и для себя ещё пожить хотелось бы. В лучшем случае начнутся комбинации по улучшению быта. А то – путешествия , знакомства , сладкие застолья. В результате магистраль скукоживается , а мы уходим по рукавам налево , гася , теряя полегоньку ту цель светлую , что и с твоим согласованием намечалась от рождения. На магистрали – пробуксовки , простой гнетущий и разочарования. На рукавах - эрзац успехи , что ни сердцу , ни уму , а при ближайшем стороннем рассмотрении – грязь противная , болотная. Вот передо мною , Костя , лежит статья классика , протоиерея Андрея Ткачёва. Ты не возражаешь , если на убедительность нашей беседы он мудро повлияет?...
О Б М А Н У Т Ы Е Д Е Т И Л Ж И В О Й Э П О Х И .
Учеба, работа, карьера… Компьютер, машина, спортивный зал… Подружки, поездки, гулянки,
покупки… Вдруг, в одно обычное утро, перед зеркалом превращая себя, опухшую со сна, в себя
«очаровашку», она произвела в уме простое математическое вычисление. Она отняла от числа,
обозначающего текущий год на кухонном календаре, число, обозначающее в паспорте дату ее
рождения. Получилось «тридцать» и даже с «хвостиком», похожим на тот рудимент, который
был нарисован когда-то в учебнике биологии. «Пора замуж, пора заводить ребенка», —
подумала она, подставляя зеркалу правый и левый полуфас, беззвучно двигая губами ради
правильного наложения помады. По телевизору рассказывали о курсах валют, растворимый
кофе остывал в чашке на краю стола. Рядом в пепельнице дымилась тонкая дамская сигаретка.
Она собиралась на работу, бегая между коридором и кухней, отпивая кофе, затягиваясь легким
дымом, от которого может быть рак. «Замуж пора, пора заводить ребенка», — напевала она
себе под нос. «У меня получится. Я сделаю это» — звучал второй куплет.
* * *
Через год с небольшим второй куплет уже не пелся, а первый грозил превратиться в комплекс,
в кошмар, в идею-фикс. Даже мелькнула перед взором фраза известная:»Я стою у ресторана – замуж поздно , сдохнуть рано!»… Для капризного ребенка неисполненное «хочу» является жестоким
наказанием. Она чувствовала себя таким ребенком. Еще никогда беспомощность не
переживалась ею так остро и безутешно.
Стали врагами безобидные прежде вещи: зеркало, дата рождения, голоса чужих детей на
площадке, информация о выходе замуж одной из подруг.
Мама звонила регулярно и спрашивала, «как дела?» Маме она отвечала, что «всё в порядке», и
ненавидела ее в это самое время странной ненавистью. Это ведь мама прожужжала ей все уши
разговорами о независимости, о самостоятельности, о женском достоинстве и о никудышности
мужиков. Мама не сказала ей, что мужик без жены — это человек без ребра. В крайнем случае
— калека, но всё же человек. А вот женщина без мужчины, это — ребро без человека,
бесполезный и беззащитный, в сущности, предмет. Его или ногами запинают, или псы сгрызут.
Не сказала ей об этом мама. И другой никто не сказал.
* * *
О том, что отделившийся от человека нос может самостоятельно гулять по улицам, мы, со
времен Гоголя, знаем и верим этому факту несомненно. А о том, что никому не нужные ребра,
не нашедшие свое тело, свое сердце, которое нужно закрыть, свою кожу, в которую нужно
одеться, тысячами ходят вокруг, мы как-то еще думать не привыкли.
* * *
Если человек умен, как пень, и счастлив, как потерянная собачонка, то действия его не будут
отличаться глубиной и осмысленностью. И это человек! А ребро? Стоит ли удивляться, что у
шарлатанов, снимающих «венок безбрачия», и у психологов, размазывающих по журналам
свои статьи, словно манную кашу по тарелке, не будет проблем с работой?
* * *
Тучка на небе может быть предвестницей бури. Пятнышко на теле может быть предвестником
тяжелого недуга. Шальная мысль, случайно залетевшая в голову, в голову, не привыкшую
предоставлять мыслям ночлег, может стать началом тихого кошмара. Так случилось у нашей
героини, и годы, тянувшиеся до сих пор медленно или шедшие мерным шагом, вдруг
поскакали галопом. Она разлюбила свою квартирку, купленную с таким трудом. Она часто
плакала, когда оставалась одна, и молчала на людях. Анекдоты и веселые истории стали ей не
смешны. Бутылка вина все чаще стала появляться на столе во время нехитрого ужина. Из всех
слов, которые она слышала и читала в последнее время, ей запомнились только слова
парикмахера Ефима Львовича. Этот дамский мастер был чем-то похож на ее рано умершего
отца. А может, ей только так казалось. Но она продолжала раз в месяц записываться к нему
или перед корпоративом, или просто так, для удовольствия.
«Деточка, вы такая, как моя старшая дочка», — говорил Ефим Львович, колдуя над ее
волосами и глядя ей в лицо через зеркальное отражение. «У вас очень грустные глаза, и мне
вас жалко. Понимаете, эта молодежь (я говорю только о своей дочке) думает, что всего может
добиться сама. Кто их так сильно обманул? Вы читали басню о стрекозе и муравье? Читали,
конечно. Я не хочу сказать ничего плохого, но жизнь ведь не только — удовольствие. Вы
согласны? Они пляшут, поют, получают несколько образований и ведут себя так, будто у них не
одна жизнь впереди, а, по крайней мере, три. Я сейчас говорю только о своей дочери. Я ей
говорю: «Марина (так ее зовут), тебе надо выйти замуж. Мы с мамой хотим внуков. Тебе уже
двадцать три года. Двадцать три! Девочка моя, цветок нужно рвать и нюхать, когда он цветет и
пахнет, а не когда он — в гербарии». Вы согласны? Куда там! Она говорит, что я отстал от
жизни, что настоящих мужчин больше нет и так далее. Наконец, она говорит самую глупую
вещь, от которой я прихожу в бешенство. Я не сделал больно? Простите. Так вот, она говорит:
«Я всегда успею найти мужа, завести ребенка и застрять на кухне». Вы слышите? Дикость, не
правда ли? «Всегда успею». И это «завести», как будто речь идет о кошке или рыбках. Я
нервничаю ужасно. Я говорю жене: «Роза, ты слышишь? Наш ребенок сошел с ума». А ей
говорю: «Эти вещи не делаются как попало и когда захочешь. Ты не начальница в этом
вопросе. А Господь Бог имеет право показать дулю. Да, да. Ты скажешь: «Я хочу завести
ребенка», а Он скажет: «Вот тебе дуля, потому что детей даю Я, а не заводите вы». Как вам это
нравится? Такие страсти египетские. Мы, кажется, закончили. Поверните головку влево. Вот
так. Вы прекрасны. Как Юдифь. Поверьте мне, я знаю жизнь и видел женщин. Вы прекрасны,
как Юдифь, и горе любому Олоферну».
* * *
Этот диалог остался у нее в памяти. Осталась интонация, тембр голоса и две-три мысли,
смешанные со звуком работающего фена и запахом лака.
Мы простимся с ней здесь, у дверей дамского парикмахерского салона. Как сложится ее
дальнейшая жизнь, кто знает? Никто и ничто не обязывает нас следить за ней. Пусть хищный
взгляд стороннего наблюдателя не холодит ей затылок. Тем более, что таких, как она —
миллионы.
Мамы, подруги, телевизор и журнальные статьи. Проще сказать, шумящая эпоха. Твой общий
шум силен, как шум водопада Виктория. В сравнении с ним голос парикмахера звучит, как
шепот. Да и клиентка вслушивается в этот шепот лишь тогда, когда сердце уже изорвано в
клочья тоской и неудовлетворенностью.
Но всё равно мы тебе желаем счастья. Тебе, одному из обманутых детей лживой эпохи.
Человеку, у которого, казалось бы, есть всё, а на самом деле нет ничего.
* * *

Вернуться на большак , пускай с потерями какими-то , и ноги промочив , и поцарапавшись , ещё возможно. Но кто заставит нас туда вернуться? Левее нам понятнее , привычнее , уютнее. И мы уверены: вот здесь и есть стезя моя родная , главная - по ней и катимся… Жизнь , Костя , наверное , должна начаться с тобою глубоко продуманного генерального плана и с большой , гербовой печати. Как считаешь? Большинство говорящих сегодня на эту тему , по-моему , в лучшем случае искренне заблуждаются. А чаще это – лукавые шарлатаны , рубли добывающие. Но есть в России и действительно мудрейшие , что верно подскажут и помогут. В основном это – старцы и даже большинство рядовых православных священников. Разве ты не видел их и не слушал? Это – настоящие , глубокие носители истины плюс – златоусты. В раннем пути своём , в моменты серьёзных исканий я невольно внутренне сжимался , прибитый их яркой догадкой. И немощь ощутишь собственную , и мощь Небесную , и облегчение получишь за ответом. Удивительно , Костя , и неприятно , что их не слышит масса. Скорее пойдут к известной бабушке , к психологу с солидной платой или к экстрасенсу. За откровенным бредом или негативным мистическим влиянием. А церковь – не авторитет. Я же , Костя , лишь пытаюсь дотянуть непосредственно до соседа голос старца. Есть же люди с чертой нашей , и их много. Разве это лишь зуд голосовых связок? Скорее – призыв. Кто-то же создаёт фонд ради больных или ради солдата. Кто-то – учитель , писатель. Помнишь , действия Льва Толстого предварял клич:»Не могу молчать!» Хотя он же пренебрежительно отзывался о своей работе и обо всех словесниках. Заявлял:»Не надо сочинять слова и предложения! Пиши лишь тогда , когда не писать не можешь!» И пророки великие по земле ходили , и апостолы. Вдруг , и сегодня кто-то из них ходит?... Даже мы с тобою , малые и сирые , наверное , можем одному-другому человечку пододвинуть свечку. Вдруг , с того момента ему светлее станет и спокойнее , и тоска в квартире подразвеется?... Ещё одна статья с твоего позволения. Так как тема наша исключительно важна и сложна , текст просит уважения , классической чёткости и глубины мышления. Мы с тобой при этом не как-нибудь , а пытаемся в корне переориентировать человека . Переломать , выходит , аж смысл его существования. Реальна ли вообще задача такая? Если ребёнку перестроить мировоззрение сверх сложно , то как это возможно у взрослого?!.. Надежда на то , что он так же , как некто в своё время , пребывая в депрессивном кризисе , что-то напряжённо ищет. И , конечно , на мудрую классику надежда.
Б О Л Е З Н Ь И Г Р Е Х.
«Прочная связь между болезнями и грехами утверждается в Евангелии почти на каждой
странице. Достаточно вспомнить слово, сказанное при Овчей купели: Иди и не греши больше,
чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин.5:14). Или исцеление расслабленного, которое
Христос совершает не раньше, чем простив человеку грехи (см. Лк.5:23). Евангельская логика
проста, как всё, исходящее от Бога: будь мы безгрешны, мы были бы и бессмертны; будь мы
бессмертны, мы бы и не болели.
Творец мира, одевшись в человеческую плоть, являл Свое доброе всемогущество, прощая
грехи, исцеляя болезни, воскрешая мертвецов. Все эти три вида мессианской деятельности
неразрывно связаны и равно необходимы, поскольку человечество именно грешно, смертно и
болезненно.
Если бы Христос не делал хотя бы что-то одно, стройность Его дел была бы под угрозой,
Божественность Его посланничества была бы под сомнением. Если бы Он только исцелял, не
воскрешая, смерть сохраняла бы свою молчаливую тиранию, и всякий умеющий думать
отказался бы признать в исцелении истинное благо, раз смерть по-прежнему сильна. Еще хуже
было бы, если бы Христос исцелял, ни слова не говоря о грехах. Он весьма польстил бы
испорченному человечеству, которое и по сей день готово сказать: «верните мне здоровье, но
не спрашивайте меня о грехах». Христос не сделал этого. Его любовь не соскользнула к
вседозволенности. Он научил нас на боль физическую и на нравственную грязь смотреть сразу,
одним взглядом охватывая то и другое.
Человека нельзя избавить от страданий, не изменив его при этом так, чтобы он стал
бессмертным. А бессмертие возможно только для безгрешного существа. Потому и отогнал
Господь согрешившего человека от Древа Жизни, чтобы не стал человек злом бессмертным.
Как ни странно это звучит, но для грешника смерть — объективное благо. Бог не хочет
увековечить человека в его оскверненной данности, но хочет прежде исправить и очистить его,
а уж затем даровать бессмертие.
* * *
Теперь окунемся в действительность, покинув высоту умозрений. Мы болеем и будем болеть,
пока не отдадим рано или поздно с последним выдохом душу в руки Создателя. Болея, мы
бываем раздражительны, нетерпеливы и малодушны. Весь мир тогда сжимается для нас до
размеров пульсирующего зуба, раскалывающейся головы, ноющей печени. И мы ищем
избавления от страданий. Как хорошо, что в регистратуре или в приёмном покое нам не
напоминают о связи между грехами и болезнями. Как хорошо, что из окошечка не
высовывается лицо регистратора и не обращается к нам с хитрым прищуром: «Что, милый,
допрыгался?» Наша медицина лечит болезни, не рассуждая об их нравственных
первопричинах. И это хорошо. Хорошо, что доктор — обычный грешник, и ему в голову не
приходит вгонять пациента в краску, устраивать исповедь или читать мораль. Духовные
вопросы остры. Неумелое обращение с ними способно более навредить, чем помочь. Поэтому и
хорошо , что логика поликлиники не совпадает с логикой Литургии и прочитанного Евангелия.
Эта шизофрения двойных стандартов грозит превратиться (а может, уже превратилась) в
приобретённое уродство, в родимое пятно нашей жизни. Узнавая правду и не умея воплотить
её в жизнь, не умножаем ли мы тем самым и без того до краев налитую чашу внутренних
страданий? Стоит ли узнавать правду, причем правду вечную, чтобы остаться при своей
обычной лжи? Может, об этом сказал Соломон: кто умножает познания, умножает скорбь
(Еккл.1:1Cool?
* * *
Я остаюсь при той мысли, что автономность медицины от Евангелия имеет свои плюсы. Но
христианскую логику я сам должен внести в историю своей болезни и своего выздоровления.
Пусть доктор говорит, что «еще поживем», пусть сестра по дороге на операцию повторяет
ободрительные мантры. Я-то сам прекрасно знаю, что в выздоровлении и продолжении жизни
смысл есть только тогда, когда есть намерение жить лучше и стать чище. Многое зависит от
врачебного искусства и качественных лекарств. Но Хозяин жизни будет решать судьбу
больного еще и с той точки зрения, захочет или не захочет больной сделать из болезни
нравственные выводы. «Я буду жить?» — спрашивает пациент. «Жить-то будешь, но как и для
чего? — спрашивает в ответ, как мне кажется, Хозяин жизни. — Если как прежде или даже
хуже, то зачем?»
* * *
Связь между болезнями и смертью кажется очевидной. Связь между грехом и смертью следует
осознать благодаря Евангелию и первым главам книги Бытия. Когда первые две связки станут
понятны, останется выяснить теперь уже неизбежную связь между болезнями и грехом. Ну и,
наконец, самое главное. Победителя этого триединого, сплетшегося до нерасторжимости
змеиного клубка зовут — Господь Иисус Христос».
… Прочёл?... Согласен?... Неужели нет?... Так ты веришь , хотя бы , что человек живёт после смерти?... Именно у Андрея Ткачёва есть две книги с одним названием:»Мы вечны , даже если этого не хотим.» А в Бога-то веришь , Костя?... Ну , приехали , как говорят на Руси нашей , если ты действительно не веришь. Из восьми миллиардов населения земли каждый человек во что-то верит. Во что же веришь ты?... В судьбу?... А судьба – это что такое? И , главное , кто тебе её написал?.. Или в себя веришь?... А не слабоват ли человек для управления даже собственной жизнью? А миром-то кто управляет? Думаешь - Байден?... Ведь человек смертен в нашем представлении , причём , как говорил Воланд Мише Берлиозу , смертен внезапно. Может быть , ты суеверен?... Ну , это уже – верх невежества и несерьёзности. Суеверия нами же придуманы от сплошного тумана в голове и животного страха. Они плотными слоями нитей с головы до ног переплели быт наш , а пользы от них никакой окромя вреда. Костя! Моё поколение с первых минут своих дышало воздухом воинствующего атеизма. Вместе с Никитой Сергеевичем Хрущёвым , с учителями нашими и всеми вкупе земляками мы только и бубнили годами , что Бога нет , что космонавты летали и никого не видали. Но возраст глаза расширяет. Ведь , не только пять известных органов наших воспринимают мир. Есть так называемое шестое чувство и девятое. Он с нами на каждом шагу. Не понимаю , как Его можно не заметить?! И , если кто-то из нас так и не заметил рядом Бога , то он , увы , как-то неполноценен , немного инвалид с очень грустными перспективами. Будем надеяться , что это не про нас с тобою. И даже - что все 8 млрд полегоньку прозреют. Ты только не жди , пожалуйста , весомых аргументов для доказательств бытия Божьего. Чтобы в руках их подержать и убедиться. Наверняка не найдёшь. Да так и замышлялось после грустных приключений человеческих. Рано и вредно нам иметь осязаемые доказательства. А тебе мало Библии? Мало пророков , Христа , апостолов , Церкви?... А тебя бы удивило , если бы услышал ты , что большинство верующих сегодня , не верили когда-то и критиковали Библию , Евангелие. Одна неглупая женщина произнесла как-то:»Студенткой я критиковала Евангелие вдоль и поперёк , а теперь Оно меня так же критикует». Про себя могу сказать так. Проверить истины библейские очень сложно. Но в некоторых можно убедиться. И я обязательно убеждался , подтверждая истинность Евангелия. Так имею ли я право не верить иным , прописанным в Евангелии истинам , если их проверить невозможно?
Ну , сама-то тема статьи («Болезнь и грех») хотя и очень важна , но несложная , верно? Если , конечно , не будешь упираться , спорить с нею. Мы смертны потому , что несовершенны. Нет , не конструкция наша несовершенна. Помню я , как девчушка одна к священнику обращалась:»Ну почему Он создал нас такими проблемными?».. Конструкция наша удивительно хороша. Признано умами непререкаемыми ,что человек и душой , и даже телом – совершенство. Несовершенства наши порождены грехами , то есть – нарушениями норм природы нашей , описанных подробно ради нас в Небесных Заповедях. Здесь ещё одну статью помещу , и последнюю на сегодня. Хорошо?... Ты знаешь , что каждый из нас призван к святости?... Ты слышишь? Мы и вдруг – святые!... Ужас. Святость появляется в результате труда , борьбы и сопротивления. Враги Христа , борясь со святыми , наоборот – достраивают их , довершают. Святость , как говорят , мелется на жерновах , вытаптывается в точиле и куётся ударами молота. Уничтожая виноград , растоптав его , вино получаешь . Зерно уничтожая , размалывая , муку получаешь , хлеб.
И С П Ы Т А Н И Е С В Я Т О С Т И .
«Иосиф был рабом, Даниил был пленником, трое отроков были предназначены в пищу огню. Их
непорочность, мудрость и верность были испытаны. Илия был гоним от своих, Елисей жил во
время войн с соседями. Кто и когда наслаждался миром? Соломон. Но его мир был приобретен
ценою подвигов отца, да и к чему привело его наслаждение миром и мудростью?
Хочется, конечно, не знать ни войны, ни гонений, ни голода. Но этот снаружи подаренный мир,
это сытое спокойствие, пусть даже относительное, не есть цель и не есть мир окончательный.
Внутри каждого человека и так идет война. Помыслы, сталкиваясь, осуждают и оправдывают
друг друга. Ум и совесть стремятся к одному, но в членах моих вижу иной закон,
противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного
(Рим.7:23). Мирное время дано для того, чтобы человек занялся собой, занялся делами своего
внутреннего дома и очистил его. Эта уборка есть аскетизм и внутреннее делание.
Кто не хочет очищать себя усердием в добрых делах, внимательными молитвами, покаянием и
воздержанием, тому придется довериться Лекарю. Тот, Кто не желает смерти грешника, будет
вынужден употребить и жгучую мазь, и тугую повязку, и острый скальпель. Житейские беды,
внутренние и внешние, как свора спущенных с цепи собак, будут грызть человека, будут
смирять его, будут стапливать с него жир, будут помогать ему спасаться.
Если целый народ забыл о молитве, посте и милостыне, то беда ждет такой народ. Беда будет
одновременно карой и врачевством. Для тех, кто озлобится, — карой. Для тех, кто вразумится и
покается, — врачевством.
Внешние беды тоже выползают изнутри. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от
вожделений ваших, воюющих в членах ваших? (Иак.4:1). Грех, который не побежден внутри,
обязательно накопится, словно вода в туче, и прольется наружу злобой, клеветой, бранью. А
затем — ударом, местью, войной.
Желающий жить в мире должен вести внутреннюю войну. Желание мира и при этом полное
нежелание вести внутреннюю борьбу, более того — абсолютное неведение о законах
внутренней жизни рано или поздно разразится войной неслыханной. Недаром две мировые
войны, самые масштабные, самые беспринципные, самые бесчеловечные, произошли в
двадцатом веке. Этот век унаследовал от двух предшествующих пафос веры в человеческий
разум. Двадцатый век обогатился техникой и наплевал на этику. Он был весь в плену у
внешнего мира, он смеялся над теми, кому был дорог мир невидимый и внутренний. Двадцатый
век даже убивал таких людей. В результате на темном дне жизни ожили и пришли в движение
древние чудовища. Эти чудовища быстро вырастали, питаясь грехом, который расцветал и рос
повсюду, ничем не сдерживаемый.
Мы не хотим повторения ужасов прошлого века. Но мы должны понимать, что не повторение
мантры «это не должно повториться», а только глубокая и внимательная внутренняя работа
связывает и обессиливает мировое зло.
* * *
Если жизнь более или менее спокойна и все вокруг более или менее молятся, то Антоний уйдет
в пустыню. Там он вытерпит и переживет такое, что слово бессильно будет это передать.
Если все вокруг по приказу царя сошлись на поле у подножия огромного идола, если все
готовы по звуку свирели, цитры и кимвала поклониться истукану, то для трех юношей
наступил момент Истины. Умирать ведь всё равно. Лучше умереть за Бога.
То, что тогда Господь спас тех трех, то, что Он не дал пролиться крови Исаака, не отменяет
внутреннего мученичества. И Авраам внутренне пережил смерть сына, и отроки в Вавилоне
распрощались с жизнью ради Истины. Их души расплавились в огне всецелой преданности, и в
этом огне от них отделилась всякая нечистая примесь.
Не будем ждать великих потрясений и жестоких испытаний. Лучше займемся отделением от
золота души низких примесей. Займемся при помощи внутреннего труда. Это родит
своеобразную боль и множество неприятностей. Но это неизбежно, поскольку и зерно в муку
превращается при помощи жернова, и виноград отдает сок или под топчущими ногами, или
под прессом».
Напомню , Костя , по ходу беседы ,что общее число заповедей , данных Богом через Моисея – 613. Книжники выяснили , что 365 из них являются повелительными и соответствуют числу дней в году. А оставшиеся 248 – запретительные и соответствуют числу костей в теле человека. Число 613 впечатляет , правда?.. И 365 , и 248. Беспросвет вызывают в головах наших. Нереально человеку исполнить 613 заповедей. Он , видимо , и не пытается и в серьёз к заповедям вряд ли будет относиться. Однако , основные вместились в цифру 10 , те , что написаны на скрижалях Завета. Их мы с тобою знаем , и они уже обязательны к исполнению.
Первая заповедь: «Я – Господь Бог твой. Да не будут у тебя иные боги , кроме Меня». Вторая : « Не сотвори себе кумира». Третья : « Не произноси имени Господа Бога твоего всуе». Четвёртая : « Помни день субботний». ( Шесть дней работай , а седьмой – отдых и день для Господа Бога ). Пятая : « Чти отца твоего и матерь твою , и благо тебе будет , и долголетен будешь на земле». Шестая : «Не убий». Седьмая : «Не прелюбодействуй». Восьмая : «Не укради». Девятая : «Не свидетельствуй ложно на друга своего». Десятая : «Не пожелай жены ближнего твоего , ни дома его , ни поля его, ни раба его , ни рабыни его , ни вола его , ни осла его , ни всякого скота его , ни всего , что принадлежит ближнему твоему».
Каждому , живущему на земле сегодня , известно , что , уходя , он будет нравственно оценён за все годы и поступки и , соответственно оценке , принят в новую обитель , уже не земную. Как именно это происходит , мы с тобою отсюда представить не сможем , как ни пытайся. Есть , однако , книга у игумена Антония под названием «Мытарства преподобной Феодоры» , в которой пытаются приоткрыть завесу над роковой таможней. Видимо , Костя , эта книга является классическим православным толкованием важнейших событий вокруг уходящего человека. Нет , не по причине отсутствия альтернативных описаний. По причине отсутствия нападок на книгу. Я никогда не слышал несогласия с этим текстом от иереев или православных прихожан , а ссылки на него наблюдал неоднократно. Книга написана по видениям мирянина Григория , ученика преподобного Василия Нового , просившего в молитве увидеть участь духовной дочери отца Василия. Феодора рассказала Григорию , как её вели вверх два светлых ангела по мытарствам или уровням воздушным , наталкиваясь двадцать раз на шлагбаум вражьих сил. Демоны через свитки зафиксированных ими её поступков доказывали , что душа эта им принадлежит и её к себе тянули. Феодора трепетала безнадёжно , вспоминая давние оплошности свои и удивляясь осведомлённости вражьей. Светлые ангелы успокаивали её , а преподобный Василий Новый предоставил ангелам ковчежец с благодатными дарами ради любимой духовной дочери. Видимо , это – молитва Василия Нового помогала Феодоре. Название мытарств примерно такое:» Оклеветание; Поругание; Зависть; Ложь , обида и неправда; Гнев; Гордость; Празднословие и сквернословие; Взяточничество и лесть; Тщеславие; Сребролюбие; Пьянство; Злопамятство; Обаяние , волшебство; Чревоугодие и объядение; Идолослужение; Любодеяние; Разбойничество; Воровство; Блудное; Немилосердие и жестокосердие «. На любом из них нам возможно застрять и пропасть. Видимо , редкие души , пройдя двадцать уровней , к свету выбираются. Не очень весело , правда , Костя?... А ведь мы знаем , что Господь – это любовь совершеннейшая , ещё и сами же как-то пытаемся не очень грешить. Тебе никто не рассказывал известный случай про луковицу?... Прибыла на мытарства женщина одна. До того не добрая! – подступиться абсолютно не к чему. –«Ну , хотя бы что-то во всю жизнь ты совершила хорошего?... Может , накормила кого , согрела , подала?»… Молчит , ничего не может вспомнить. И вдруг вспомнила. Луковицу подала. Пришла нищенка к ней в огород и просит что-нибудь. Женщина гонит её , ругается – бесполезно. Достала нищенка хозяйку . Та схватила луковицу и запустила в просительницу. Подняла луковицу нищенка , поклонилась даже и ушла. –«Я же доброе дело совершила?» – спрашивает женщина. –«Да , пожалуй – доброе!»- согласились с нею. Взяли луковицу , предложили женщине крепко за неё взяться и потянули их из преисподней. И , возможно , вытянули бы. Но зашумели грешницы соседки , видя несправедливость вопиющую. Они тоже в надежде ухватились за луковицу. Луковица оборвалась и все вернулись на прежние места… Костя , как думаешь , если бы нас не как Феодору , а вот как эту женщину экзаменовали , шансы у нас были бы?... Пусть на краю , да в раю… Мытарства Феодоры чуть уловили ,да? Не верить им мы просто не имеем право. Однако… А не пришлось ли тебе случайно прочесть книгу Александра Торика «Димон»?.. Детская сказка , очень легко читается. Я прочёл. Там тоже передвижение души парня по выходе из тела , но мытарства выглядят явно по-другому. Там нет свирепой агрессивности вражьей . Хитрость – да. Лживые , лукавые заигрывания и соблазны. Талантливо рекламируют популярнейшие твои земные удовольствия. Так, что тебе , поднаторевшему в них , отказаться возможно ли? Но насилия , всё же , нет. Скрипя зубами , извиваясь , тебя , всё же , выпустят. Если устоишь от соблазна – свободен , иди к следующему мытарству. Повторяю , если устоишь. А как можно уйти , например , из зала презентаций «Гурмания», где неслыханно богатые учреждения питания , продукты волшебных мечтаний и вкуса соответственного? Горы бутылей изысканного вина , сигар , наркотиков и пр. , и пр. Деликатесы супер непосредственно перед глазами , перед носом… А можно уйти от золотых сугробов и платиновых , и бриллиантовых?... Вот тебе предложат машины , яхты , вертолёты , от одного вида которых сердце замирает. Виллы на лазурных берегах , мебель красоты космической и любую вещь сверх ценную и изящную для столовой , спальни , кабинета, для отдыха. Устоишь?... Это будет подвиг ,- совершишь?... Зал презентации «Твоё величие» , где ты не просто – кумир , а первый человек планеты. Тебе все кланяются и служат , и восхваляют , а ты повелеваешь всеми. Повёл рукой – они присели , встали , побежали. Твои портреты всюду грандиозные и бюсты , и в полный рост… И зал постельных удовольствий. С невероятными возможностями , развлечениями… Соблазнишься , согласишься здесь остаться , и навеки оказался в лапах чёрных , и погиб.
Ну , и какой экзамен тебе , студенту , больше приглянулся? Как у Димона или как у Феодоры?... Во-первых , реальнее какой? Во-вторых , ты как желаешь быть испытанным?... Видимо , никак , да?... Это понятно. Мы тоже. Но , всё-таки?... Понятно и то , что рано тебе об уходе думать , об иной жизни – не там мысли твои витают сегодня. Но мы же говорили о полном генеральном плане с гербовой печатью от самого рождения до отправления. Плана не будет – и жизнь не получится , а экзамен итоговый – знал или не понимал ,- не отменят. Незнание закона , как известно , нас не оправдывает и даже не смягчает вину… Я что-то вспомнил сейчас , кстати или не кстати , что большие шахматные умы рекомендуют начинающим изучать теорию со стадии эндшпиля. Иначе в позиции миттельшпиля и даже дебюта не разобраться. Скорее всего , Костя , нам придётся на экзаменах оба варианта разбирать. А может быть , и больше двух. При всём уважении к Феодоре , всё же , реальнее и критичнее видится мне экзамен Димона. Конечно , это лишь частное наше мнение и своевольное , несогласованное с церковным , рассуждение. Надо бы обязательно согласовать. И даже хотелось бы согласовать ради торжества истины. Может быть , ты и сам в этом поучаствуешь , Костя? Например , обратишься к мудрому священнику… А пока мои наблюдения за жизнью земной подсказывают , что страсти наши являются главной нашей проблемой. Наверное , потому , что долгое время развития дурной привычки нас не только не пугает , но мы даже развиваем её под именем полезного увлечения. Пока оно хищно и очень опасно не поглотит нас. Даже наркотик воспринимаем как приятный утешитель. А вино – это истинный друг. –«Я , что , не могу выпить с друзьями? Расслабиться за свои деньги после тяжкого трудового дня? Тем более 31 декабря в бане!»… И такое слышали :»А я рюмку не выпью , и работать не смогу!» И такое после очередного запоя :»Я , что , пьяница , что ли? Да захочу , грамма в рот не возьму!»… Но берёт грамм , и сто граммов , и больше… А зависть у нас разве считается пороком? Это же – конкуренция , соперничество. Придумали термин «белая зависть». Пока сердце злобой не расшатается , пока не заманят в зал презентаций. Жадность поощряется , приветствуется. Он - не жадный, а – хозяйственный , рачительный хозяин и выгодный жених. И Казановы – это , разумеется , не развратники гнилые , а сердцееды , бродяги любви , герои популярнейшего фронта , покрытые восторгом всеобщим , пример для подражания. Костя! Ты как относишься к борцам за свободу?.. Как минимум , солидарен с ними , верно?.. А сам-то за неё борешься?.. В митингах участвуешь?.. А не углублялся в свои эмоции , что это за свободы , за которые вы боретесь? Свобода собраний , верно? Не исключая гулянки шумные с вечера до утра. Свобода печати . Долой цензуру всякую , но не эротику и порнографию. Свобода критики , то есть – оскорблений. Свобода любого , повторяю - любого предпринимательства. Свобода вероисповеданий со смелым уклоном к секте , даже сатанинской с кровавыми обрядами или с рунами , и со свастикой. Свобода выезда за рубеж – без виз и без возврат. Свобода от попечений родительских и учительских. Свобода замуж из детсада... Не упустил я ещё какую-то очень желанную свободу , столь необходимую живой и молодой душе нашей?... Согласись , что мы всегда боремся за то , что нам приятно? За то , что выбрали , что нас притягивает. Таков человек. Увы , всё блестящее , привлекающее , радующее нас , нас же и губит. Здесь мы наблюдаем , дорогой студент , возможно , главную трагедию человеческую. Ты слышал , как говорил Апостол Павел? «Несчастный я человек! Хорошее , что хочу , не делаю. Плохое же , что ненавижу , делаю!».. А преподаватель Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов говорит так. «Мы все с вами больны. Нет , не физически. Здесь всё нормально – даже порой в космонавты сгодимся. И психически , вроде бы , здоровы , хотя про психику говорю уже осторожнее. У человека как-то после грехопадения сдвинулась матрица. Был он нравственно безупречен. Как светлый ангел всегда поступал лишь положительно. Добро творил. К добру его внутренне , естественно тянуло и радовало. К созиданию , к заботе о ближнем , к молитве. Костя , а теперь нас с тобою тянет к добру?... Нас тянет уединиться. Но не для молитвы , а спрятаться от ближнего , чтобы он не мешал нам собою заниматься , себя развлекать. Мы стали как бесы – эгоизм свой тешим. Себе , себе , себе. И если когда-то случайно хорошее кому-то сделали , то большое усилие над собою произвели… Я ничего не перепутал , студент? Мы такие с тобою?.. Я – такой , а ты разве нет?.. У нас , по-моему , у всех – суперсамообслуживание. А когда оно не получается , так же , как у бесов , возникает злоба и борьба за свободу , волеизъявления. Я прав?.. Такова наша борьба за свободу? Не свобода это , Костя , то , к чему тянет эгоизм , а наоборот – постепенное закабаление. Любитель вина закабаляется вином и становится алкоголиком. Жадный закабаляется жадностью , завистливый – завистью. Может быть , не замечая того , рабом становится страсти своей и меняется не только психически , но и физически. Заболевает , то есть , и просто гибнет от любимой привычки. Кто чем увлечён , тот тем и побеждён , тот тому и раб. Я знаю человека , который , вроде бы , более-менее успешно боролся и с жадностью , и с завистью , и с тщеславием , и с алкоголем. А вот тягу к семье и к женщине бороть не стал. Решил даже , что эта тяга сильнее его. Позволял мысли неосторожные. В результате серьёзно заболел. Его утешали , что такая болезнь у каждого второго мужчины. Но он догадывался , что ни с того , ни с сего Небо не командирует каждому второму любимому своему мужчине на земле столь тяжёлую болезнь. Нам подарены Создателем большие удовольствия за трапезным столом и в постели с женщиной. Зачем - наверное , объяснить можно. Важно для человека питание – оно обеспечивает жизнь тела. Важно для человека продолжение рода. Представь , если бы эти занятия были неприятны. Померли бы мы от голода и род человеческий явно прервался бы. Но коль удовольствие большое , так надо осторожнее с ним , чтобы не захлебнуться или не сгореть. Наш эгоизм , конечно , диктует однозначно – всё и сразу. На стол тотчас - головы щучьи , почки заячьи кручёные и верчёные , балыки всевозможные , икры красные и чёрные , и даже заморские баклажановые . В первый раз отведали с великим удовольствием. А во второй уже с меньшим. А через неделю мы в поисках новой снеди – эта приелась. Помнишь , как таможенник Верещагин восклицал? «Опять эта чёрная икра! Ты бы хоть хлеба раздобыла!»… Но даже если нравится еда - желудок у нас один и растянуть его как хотелось бы получится ли?.. Да , гурманы выходили из-за стола , совали два пальца в рот и снова возвращались за стол. Но мы с тобою , Костя , до такого безобразия не дойдём? Да и возможности наши ограничены. В фильме «Девчата» Юрия Чулюкина , Тося , отказываясь целоваться с Ильёй , предлагает ему потерпеть до завтра. «А то мы сегодня всё переделаем , а на завтра ничего не останется!» Илья , подумав , произнёс одно слово :»Останется!»… И за столом , и в постели возможности наши небезграничны , как бы мы ни изощрялись в фантазиях. Обязательно придём к пресыщению , а ещё страшнее – к унынию. Про уныние , Костя, скажу так. Оно меня за все столетия особо не пугало. И не разбирался с ним , и не понимал. Настроение плохое – вот и всё уныние. Ничего , настроение вот-вот улучшится. Оказалось , что это – стабильное состояние души. Хроническое. Более того – это предтеча суицида. И главная причина уныния – это наши страсти. Всякая страсть , как капкан, как тупик , как безнадёжность , душит нас , гнетёт и подсказывает бесовский выход… Давай , студент , остановимся на том , что два популярнейших удовольствия ограничим максимально возможно. Нижайше поблагодарим за них Создателя ( даже не представляю , как бы мы без них жили ). Но клещи у собственного горла , увы , надо держать постоянно. Например , ты понимаешь , зачем в первую очередь существуют посты православные? Месяц или чуть более ты ограничиваешь себя в питании и к жене , как к женщине , не подходишь. После этого – будто вновь венчаешься , очень любишь жену свою и неприхотливую трапезу. Всем остальным страстям , Костя , просто - оглоблей по боку. Можно и нужно вытравить из себя жадность , зависть , раздражение и злобу , тщеславие , барскую капризность и прочую мерзость. Это получится , поверь мне. Только решительнее , смелее и начинай как можно раньше. Видел в Евангелие фразу:»Взять младенцев и разбить их о камень!»?.. Вот где борьба за свободу-то , Костя! Вот за что человек должен сражаться всю свою земную жизнь… Тебя , надеюсь, твои страсти ещё не очень давят? Рано , наверное , ощущать их в таком возрасте. Разве только наркотик быстро убивает. На себе я , конечно , наблюдаю когти свирепые милых многолетних привычек. И сверстники мои практически без исключения завлечены и придавлены своими страстями… И вот по наблюдениям этим в голове моей упростилась схема итогового спасения человека и даже , может быть , вожделенного рая. Ладно святые. Это для нас непонятно и очень сложно. А вот не вляпаться в страсть , думаю , и нам реально. Более того – это необходимо. Надеюсь , что этого уже достаточно для спасения человека. Как мы с тобою у Димона видели. Конечно , рядом с проблемой страстей перед человеком всегда будет стоять проблема поступков , о чём Феодора говорила. Да и Сам Христос говорил:»Алкал Я , и вы не дали мне есть. Жаждал , и вы не напоили Меня. Был странником , и не приняли Меня. Был наг , и не одели Меня. Болен и в темнице , и не посетили Меня»… Всё же , о поступках мне говорить не хотелось бы. Эти слова уж точно убедительными не будут. … Костя , ты , видимо , смотрел фильм Павла Лунгина «Остров»? Иеромонах Иов спрашивает уходящего отца Анатолия:»А нам-то как жить?» Зритель , наверное , напрягается в эту минуту: сейчас он услышит ответ для нас важнейший. Но Лунгин , похоже , ушёл от ответа. «А живите , как жили. Больших грехов не совершайте!»… … В борьбе настоящей ты свободен от наркотика , вина и сигареты , от всей мерзости , что мы перечисляли. Ты чист , ты здоров , ты весел , тебе жить хочется , а не суицида. Ты близок к Богу и у тебя всё получится , несмотря на все овраги и пороги на земле. И после земли у тебя всё будет в порядке. …Жаль , что моё поколение вот с этими истинами не знакомили… У Феодоры поступки решают , а у Димона – состояние души. Поступки в основном – телесны , а судят-то именно душу. Поступок юридически значим. Вплоть до большой кражи , до отречения-предательства , даже до убийства. А душу поступок может и не затронуть. И даже – наоборот , почистит , как лекарство , осветлит. Мы же знаем с тобою про благоразумного разбойника. Он – разбойник. Он грабил и . видимо , убивал. Юристы римские казнили его , естественно , и мы с тобою не оправдаем его. Преступник есть – преступник , тем более – кровавый. А Христос первым вселил его в рай. У Него иной суд. Надо понимать , что от части великая нужда повела мужа на дела мерзкие. Он презирал себя и намечал покончить с ними .( Помнишь , как мытарь Закхей обещал Христу вчетверо воздать тем , кого обидел?) А на Голгофе публично пожалел безвинно страдающего человека. И , не как-нибудь , а в раю оказался… Возможно ли найти пример ярче?... Слово «грех» переводится , как промах , верно? Но ещё и так написано:»Грех есть не столько нарушение данных правил , сколько – гной , текущий из отравленного источника». Сдаётся мне , что так вернее Или , по меньшей мере , тоже верно… И как думаешь , не достаточно ли землянину для положительного исхода не ломать голову нашумевшими должными и сверх должными заслугами , а просто не впасть в страсть и в гной не вляпаться?... Ты слышал , что Бог забирает человека в самый благоприятный момент? Или – на пике совершенства , когда положительно сдан земной экзамен. Но не те , наверное , мелкие и глуповатые достижения , что иногда рекомендуют нам в простонародии. Дом построить , ребёнка родить , дерево посадить , змею убить. Про змею , по-моему , просто – глупость , остальное - неплохо , но маловато… Или , наоборот – на пике падения нравственного. Пока ещё есть капля положительная в нас , но грозит и она рассеяться. Похоже , Костя , из всего этого можно сделать интересный дополнительный подвывод. Если ты здесь всё ещё умудряешься совершенствовать душу свою , то , видимо никогда и не умрёшь. Или - пока максимально к Богу не приблизишься. Тебе же удаётся важнейший человеческий смысл , благословлённый Небесами , и прерывать его Они , наверное же , не будут. Там шансов относительно нашей участи у нас уже не будет. Впрочем , Небесам всегда везде виднее. Потому и повторяют русские : »Как Бог решит!» Поступок , даже страшный , вряд ли оборвёт земную жизнь. Иуда Христа продал. Но даже он мог покаяться со слезами и продолжать жить. И , наверное , быть Апостолом. Думаю , что Нерон может быть спасён , Гитлер ,Чикатилло , мы с тобою… А вот состояние души черту подводит. Может быть , Костя , и есть такие поступки даже относительно чистой души , что однозначно тянут к итоговой черте и преисподней. Я не знаю. Но классически в православии такая мысль звучит:»Нет греха такого , чтобы не простил Господь , лишь покайся искренне!» Не покается гордый и , видимо , не дадут покаяться самоубийце. Костя! Если , завершая тему , я предложу нам с тобою отказаться от страстей? Вернее – упорно бороться с ними. Ты не обвинишь меня аж в посягательстве на твои отрадные эмоции? Дескать , я лишаю тебя необходимых удовольствий… Помнишь анекдот про Василия Ивановича? Его в партию принимали и наставляли положительно. –«Пить бросишь?» Подумав , тихо отвечает:»Брошу ради партии.» -«Курить?... Женщин?»… -«Да , конечно!» – говорит ещё тише. –«А жизнь за партию отдашь?» -«Отдам!» - громко отвечает. Его приняли в партию. Уже после собрания и поздравлений Петька спросил:»Василь Иваныч! А почему с такой готовностью ты обещал жизнь отдать за партию? Жизнь , всё-таки!».. –«Петька , а для чего осталось жить? Ни вина , ни женщин , ни сигареты! Пропади жизнь такая!»… И мы с тобою такие же , как Василий Иванович из анекдота , верно?.. Вот здесь и зарыта самая большая собака. Именно из-за неё , вероятно , весь разговор наш с тобою начат. Мёдом ли мы с тобою питаемся или тем же гноем?... Помнишь , как муха и пчела по саду летали? У мухи спросили:»Ты оранжерею видела? Розы , архидеи?» -«Нет , этого я не видела , но видела две прекрасные навозные кучи!» -«Где эти кучи? – уточнили у пчелы. –«Не знаю ,- ответила пчела.- Я на цветах была»… Во всём богатом и красивом саду муху лишь навоз привлёк… А мы-то кто с тобою , Костя - мухи или пчёлы?... Православные хорошо знают и такое выражение:»Глаз не видел и ухо не слышало , что уготовил Господь друзьям Своим!»… А нам бы всё навозику и гнойчику!...Хотя и я , дорогой мой студент , совершенно не представляю истинной , полезной мне радости-удовольствия и не понимаю , где она водится. Однако , я говорил уже , что Евангелие меня нигде не обманывало. Коль сказал Христос , значит , так оно и есть. Значит , искать надо , Костя. И , если ищешь , то найдёшь. А с высоты годов склоняюсь к мысли , что без нектара ещё прожить возможно сносно , а вот от навоза и гноя наверняка отравимся. От разочарований и тоски , от болезней погибнем , если не начнём хотя бы искать сад свой.
Как я понимаю , Костя , человек имеет три периода жизни. Первый – девять месяцев в утробе. Второй – 70-80 лет на земле. И третий – вечная жизнь , как и где – неизвестная… У тебя те же представления? А , скажи , жизнь – штука весёлая? Или не очень? Или печальная?... Про утробный период я совсем ничего не знаю. Видимо , само восприятие действительности у человека ещё отсутствует или изначально примитивно. Рай представляется блаженством , ад – мучением, а земная жизнь – это трудности с какими-то приятными вкраплениями. Философы ставят несуразный на наш взгляд вопрос:»Стоит ли жизнь того , чтобы её прожить?».. Или , скажешь , вопрос серьёзный?.. По-моему , достаточно того , что жизнь нам дарит Господь. Ну , как Ему не верить?!.. Наверное, можно кому-то из нас соригинальничать и даже Богу иск предъявить. –«Зачем , - дескать , - родил меня? Я не просил. Убери меня или , хотя бы, гаси моральные издержки!»… Нет , Костя , если подарил Он , то счастьем ты можешь покрыться от ног до головы. Я Его вижу именно так. Ты только на навоз и гной не соглашайся. Помнишь , хотя бы , как Морозко наградил Настю и Марфушку?.. Что выбрали , в смысле – заработали , то и получили. Тем более – Бог. Стоит , Костя , жизнь того , чтобы её прожить. И говорили так же все , кого она уж точно не развлекала. Возможно , даже жизнь никого не развлекает. Мажора заласканного , принца Гарри , Аллу Пугачёву и деятеля почётного , и пенсионера персонального. А лишь требует , нагружает. Необходимо человеку быть в зависимости , в тяжких трудах и в боли… Но и в этом случае я не погрешу , если скажу , что жизнь прожить надо. Только , уж жить надо , а не существовать. Творчески или как сегодня говорят – креативно , воплощая Создателя программу. Законы бытия нашего перекликаются с ближайшими , простейшими областями. Возьмём во двор собаку сторожевую и … испортим , если заниматься ею не будем. По детству помню , Костя , что жил у нас рыжий Шарик. Отец как-то отозвался о нём: «Эт – дурак!» Огорчился я, что не повезло нам. Через несколько лет появился Карай. Я ждал оценки отца. А она была буквально такой же , как предыдущая. Третья собака , Дик , была овчаркой. Я уже в техникуме учился. –«Ну , наконец , повезло».- думал я. А отец сказал: «Эт – дурак!» И я уже не столько огорчился , как догадался:»Если собака – дура , значит хозяева таковы». Если умно растишь ребёнка – порадуешься в итоге и даже погордишься. Жену сохранил благодетельной – награду получишь большую. И везде так. Даже с кошкой , с машиной , на работе , в огороде. Тем более – с жизнью своей. Или в овраг закуролесишь , или пойдёшь по светлой магистрали , где не столько тяжкий труд , как – интерес сплошной , открытия и достижения. Важно , причём , что что-то на пути найдёшь , но , главное – найдёшь С Е Б Я под известным , мудрым руководством. Что изначально и требовалось доказать… Тебе случайно не пришлось посмотреть фильм Динары Асановой «В моей смерти винить Клару К.»?.. Фильм про вас , про молодёжь. Дружили парень с девушкой. Он шефствовал над нею , давал списать домашнюю работу. Причём , не пояснял , даже если она интересовалась. Она присутствовала в хоре , но не пела , а лишь раскрывала рот , обогащая хор своею привлекательною внешностью. А вот в класс пришёл новичок и убедил её , что голос у неё неплохой и слух достойный , и решать домашнее задание она вполне может самостоятельно. В финале Клара , извиняясь , сообщает опальному парню:»Ты мне дал себя! А он мне дал меня!»… Ты слышал , что самый сложный для моего познания человек – это я сам?.. Слышал?... А слышал , что важнее всего познать именно себя? Мы вот , вроде бы , зафиксировали с тобою , что жизнь свою каждый человек должен начинать с генерального плана под большой гербовой печатью. И какой возможен план , если себя я совершенно не знаю? Слепой путь слепых?.. И мир , разумеется , хотя бы в самых общих чертах знать необходимо. Кто его создал? Зачем? Какова роль человека в мире? Как жить правильно?.. Все семь с половиной тысячи лет царь природы и любимец богов непрестанно размышлял об этих вопросах. Если философ настоящий , он мимо них пройти не мог. Если настоящий писатель , он об этом в первую очередь говорил. Шекспир через Гамлета , Гёте через Фауста , Достоевский через братьев Карамазовых , Толстой через героев «Войны и мира». У Николая Островского свой ответ и своё представление о жизни. Да не все ли маленькие люди , как мы с тобою , думают и говорят об этом?.. Я помню вопрос Васьки , одного из героев фильма «Белые росы» :»Бать , как бы прожить жизнь да не притомиться?» И от многих - множество вопросов подобных… … Ты устал , студент , от бесед наших?.. И у меня не было более серьёзной , сложной темы. Как понять её , если она слово за словом нападает на нормы наши привычные , веками устоявшиеся?.. Скажи , хотя бы что-то во всей статье дошло до тебя? То есть – и понял ты , и согласился?.. Я рад уже , что ты услышал. Если и не согласен , то , всё же , подумаешь. Нельзя нам не думать об этом. И , чем труднее , неожиданнее вопросы , тем упорнее думать надо. Иначе грозит нам впустую родиться , впустую дни на земле проводить. Мучиться здесь и , скорее всего – там?.. Ну , надо же , наверное , попробовать осмыслить эту жизнь , побороться?.. Да , сверх непонятно , сверх мудрёно. На бумаге сверх мудрёно , а реальность , разумеется , ещё мудрёнее. Я говорю , что счастьем человек наполнится от головы до ног. Мне возражает священник. Говорит , что приходит человек с плачем и все лет 80 в основном плачет. Какая рука не оскудеет , Костя? Берущая или дающая?.. Вот лежит на моей руке , например , монета золотая. Вот я её отдал – оскудела рука? Оскудела. А если мне вторую монету положили на ладонь? Явно же не оскудела рука , верно? Две монеты на ладони , я богат. А на истину другая фраза претендует:»Не оскудеет рука дающего!» Пойми , попробуй!... «Что съел , то пропало , что отдал , то – твоё». Ты понял , Костя?.. Осмелимся сказать , что поняли?.. «Чем больше от сердца отрываешь , тем больше на нём остаётся!» Или:»Утекает кошелёк – сердце расширяется!» Переведи , пожалуйста , на русский язык… «Поступай со всеми так , как хотел бы , чтобы с тобою поступали!» «Ударили по одной щеке – другую подставь!» «Отсудили у тебя верхнюю одежду – отдай им и нижнюю! А кто принудил тебя идти с ним одно поприще , иди с ним два!» «Просящему дай , от нуждающегося не отворачивайся! И никогда не жди возврата долга!» Долга-то , оказывается , и не было. Это – твой долг ему помочь. А мы-то точно всегда знали , что долг платежом красен. «Кто хочет между вами быть большим , да будет вам слугою! И кто хочет быть первым , да

Показать сообщения:   
       Глагне форума Список форумов Валдай Курилка, юмор и всякие вещи
Страница 1 из 1

 
Перейти:  

   наверх | последнее на форуме

Поделиться
Класснуть


Сайт города Валдай
Сайт города Валдай

Помогите мне

Волшебный поиск

Пользователи

Вход


Актуальное:

 Посмотрел фильм...

 Требуется инструктор по вождению

 о том что не будет Валдайского хлеба

 МЕГА-АНЕКДОТ

 Сдам в аренду гаражный бокс

 Вакансии кафе "Место. Валдай"

 Хорошие новости: в «Сталинград» завезли дрова

 Еще один бассейн?

 продам однушку 4эт Реченская ул

 FAQ (ЧаВо) по Валдайскому Метро.








  Рейтинг@Mail.ru

Информация о сайте |  Символика |  Приложения |  Архивы |  Гостевая книга |  Мобильная версия
«Группа товарищей™» © 2000-2039 
E-mail редакции сайта: valday.com@gmail.com, редакции газеты «Валдай»: gazeta@valday.com